Главная - Аналитика, обозрение - Рынок торговых площадей пока не торопится выходить из кризиса

Продажа

Брюссель

Бельгия

24 000 000 EUR

3-комнатная квартира

Комплекс находится в самом центре Брюсселя, между Гран Плас и гостиницей Шератон, состоит из трех соединенных друг с другом зданий, общей площадью 15 000 м2.

Продажа

Будапешт

Венгрия

350 000 EUR

Апартаменты

Четырехкомнатные апартаменты в самом центре Будапешта, возле пешеходной улицы Ваци, в красивом доме начала 20 века, стоящем прямо на набережной Дуная.

Продажа

Анталия

Турция

от 1100 EUR / кв.м

Комплекс Гардения Хаузес

Жилой комплекс апартаментов «Гардения Хаузес» расположен в самом популярном туристическом городе Анталия, в то же время далеко от городской суеты .

Рынок торговых площадей пока не торопится выходить из кризиса

Рынок торговых помещений пока продолжает пребывать в кризисе: арендные ставки снижаются, а доля вакантных площадей растет. Такая тенденция будет сохраняться еще какое-то время.

В последние годы было заявлено слишком много проектов строительства торговых центров, которые сейчас как раз продолжают вводиться в эксплуатацию. В то же время россияне пока ограничивают себя в тратах по сравнению с докризисными временами.

Существенное влияние на рынок торговых помещений оказывают покупательские настроения россиян, которые явно нельзя назвать позитивным сигналом для операторов.

По данным компании AC Nielsen, на которые в своем исследовании рынка торговой недвижимости ссылается Jones Lang LaSalle (JLL), рост безработицы и снижение доходов населения привели к снижению потребительского спроса. Россияне продолжают экономить на покупках. Опрос показал, что доля респондентов, считающих нецелесообразным совершение крупных покупок в ближайшие 12 месяцев, пока растет.

новый жк подмосковья

Из-за снижения потребительского спроса некоторые ритейлеры стали закрывать нерентабельные магазины. Как следствие, по данным JLL, во втором квартале 2009 года доля вакантных площадей в торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга увеличилась с 3% до 8%.

У Becar Realty Group данные еще более пессимистичны: по ним, с начала кризиса совокупный объем вакантных торговых площадей в Москве увеличился почти в три раза и составил порядка 12-15% в зависимости от конкретного объекта. На 100% заполнены лишь несколько объектов – торговые комплексы «Европейский», «Охотный ряд», «Атриум».

При этом аналитики констатируют, что торговые центры продолжают открываться. Так, за первое полугодие 2009 года было введено 470 тыс. кв.м новых торговых площадей, в частности, торговые центры «Филион» в Багратионовском проезде, «На Беговой», «Метрополис» в районе метро «Войковская» и т.п. По итогам первых шести месяцев, совокупная площадь качественных торговых объектов в Москве достигла отметки в 5,1 млн кв.м.

По оценкам участников рынка, до конца 2009 года в Москве может быть открыто еще более 10-15 торговых комплексов. Прирост торговых площадей и сокращение спроса на торговую недвижимость со стороны сетевых ритейлеров позволяют говорить о дальнейшем увеличении доли вакантных помещений, отмечают эксперты.

Арендные ставки в торговых центрах Москвы продолжают падать: по сравнению с докризисными показателями они понизились в среднем на 40%, в отдельных случаях скидки за последние месяцы составили уже около 50%. В третьем квартале 2009 года участники рынка ожидают дальнейшего снижения стоимости аренды.

Сегмент торговой недвижимости вместе с офисным оказался одним из тех, которые в наибольшей степени пострадали из-за кризиса. Рынок офисов «проседает» гораздо больше по сравнению, например, с рынком жилья.

«Продажная» стоимость офисных помещений за время кризиса снизилась на 45–50% в центре Москвы и на 40% за пределами Садового кольца, то есть темпами, сопоставимыми с удешевлением аренды. В то же время индекс стоимости жилья ИРН с начала кризиса снизился примерно на треть.

Тенденции, когда рынки торговых и офисных площадей будут «проседать» сильнее, чем рынок жилья, продолжатся и дальше. Одна из причин - если предложение квартир в новостройках в последние годы сокращалось, то объемы строительства офисов и торговых центров наоборот росли. Кроме того, кризис гораздо сильнее сказался на развитии бизнеса, чем на ситуации с семейными бюджетами россиян.

«В отличие от 1998 года население практически не потеряло свои сбережения, - отмечают специалисты. – В наиболее сложном положении оказался в основном крупный бизнес, сильно завязанный на кредиты, которые теперь проблематично погашать.

Поэтому на фоне лавинообразного отказа крупных компаний от экспансии а, следовательно, и от расширения занимаемых торговых и офисных площадей, потенциальный спрос на жилье никуда не исчез».

Смотрите также статьи:
 

Личный кабинет